Достаточно часто и HR-ы и руководители разочаровываются тем, что полученные на тренинге знания и навыки не "выживают" - через 3-6 месяцев невозможно разглядеть и малейших признаков того, что сотрудника чему-то учили: эйфория новизны утихла, желание все и вся делать теперь подругому утихомирилось, начальство махнуло рукой и перестало надеяться на улучшения. И тут мы задумываемся, что же было сделано не так...
По моим наблюдениям, основная ошибка лежит не там, где мы ее ищем. Что я имею ввиду: при принятии решений в области обучения (от отправки на стандартный корпоративный "best practice sharing" до разработки специфичных программ развития) и HR и линейный менеджмент уделяют основное внимание именно содержанию программы развития, а не созданию организационных условий для применения новых знаний и навыков в работе. На это же качество программ развития мы смотрим и тогда, когда недовольны их результатами. Феномен же заключается в том, что даже при самых высоких показателях интересности/полезности/практичности новые знания и навыки используются сотрудниками в работе далеко не так, как задумывалось. Поэтому я предлагаю посмотреть на это с другой позиции: что должно быть сделано внутри организации для того, чтобы новые знания/навыки получили практическое применение, а значит, принесли пользу.
Давайте начнем с самого простого примера: принятия решения об отправке одного сотрудника на некий специфичный для него тренинг. Допустим, мы точно знаем, что предлагаемая программа несет в себе некую "новость", которая имеет все шансы улучшить качество работы сотрудника. Я предлагаю три вопроса, ответы на которые помогут сделать так, чтобы деньги на обучение не были потрачены зря.
1. Будет ли у сотрудника реальная возможность использовать новые знания/навыки в повседневной работе?
Будь-то прохождение теоретического курса, или высоко технологичный тренинг навыков, мы ведь ожидаем, что сотрудник будет этим пользоваться в работе. Соответственно, содержание его работы и используемые технологии должны позволять применять новое в работе. Применять сразу по возвращению на рабочее место.Если вы отправляете маркетолога на тренинг по методам исследований поведения потребителей, эти самые исследования должны быть частью его работы. У вас, как минимум, должен быть бюджет на такие исследования. Иначе новые знания "умрут". Или найдут свое применение у конкурента.
Наша типичная ошибка - навыки "на вырост" в рамках программы подготовки кадрового резерва. К моменту, когда у нас появится возможность дать резервисту шанс на использование этих знаний (новая должность или проект) они, скорее всего, будут в стадии глубокой летаргии.
2. Знает ли руководитель сотрудника, каким образом он может воспользоваться новыми знаниями/навыками подчиненного?
Чаще всего мы имеем весьма поверхностное представление об этом. "Запрос" руководителя, как правило, сформулирован в плоскости "чего сотрудник не знает", а не в формате "зная это он сможет...". Помогите руководителю "посмотреть в будущее". Тогда по возвращении с тренинга он сумеет направить творческий порыв подчиненного в новое русло. Помогите руководителю скорректировать цели и задачи сотрудника так, чтобы он был "вынужден" использовать новое.
3. Знает ли сотрудник, как применение новых знаний/навыков отразится на оценке его работы?
Это, безусловно, включает в себя и обсуждение с руководителем того, о чем я написал во втором пункте. Но еще более важно сделать так, чтобы сотрудник понял, что применение новых знаний/навыков в работе станет предметом оценки, на основании которой будут приниматься решения и о его карьерном росте, и его вознаграждении.
Если вы утвердительно ответили на эти три вопроса - отправляйте сотрудника учиться. И получите от этого реальную пользу. И сможете сказать, что деньги были потрачены не зря.
HR - область профессиональных знаний, которой, как и другим профессиям, присущи и свой понятийный аппарат, и методология, и набор инструментов. Единственное, чего на самом деле нет в HR - это "сакрального человековедения". Задача менеджера по персоналу - будь то "one man show" в небольшой компании или позиция директора департамента в крупной организации - создание на всех уровнях управления условий и инструментов принятия «правильных» решений о людях: простых, понятных и "прозрачных"...
HR: здравый смысл - и ни какой магии
- Денис Бродский
- "Надцать" лет в HR - от позиций профильного специалиста, через "HR generalist"а, до топ-менеджера. Опыт работы в FMCG, инвестиционном и банковском сегментах; в Украине, на Кавказе и в Средней Азии; в "локальных" и "международных" компаниях. В настящее время - Chief HR Officer, Член Правления в Platinum Bank.
интересно, насколько востребованы такие формы обучения, которые предполагают применимый бизнесом результат непосредственно в ходе "тренинга"
ОтветитьУдалитьНаверное, Вы имеете ввиду так называемые "workshop" - когда результом группового взаимодействия является новое знание/видение/отношение группы к чему-либо. Это в самом общем смысле. Workshop - очень распространенная и востребованная в бизнесе методика работы.
ОтветитьУдалитьНапример - стратегические сессии топ-менеджеров, когда "узкий круг ограниченых лиц" принимает совместные решения о будущем компании (как с привлечением внешних консультатнтов/фасилитаторов, так и без). Или организационно-деятельностные игры - когда группа формирует модели будущего.
Чем дальше в таких методах работы заходят на "личную территорию" (когда не только умом надо блестать) - тем сложнее работа, тем чаще нужны "независимые фасилитаторы".
Возвращаясь к теме поста, отмечу, что в таких упражнениях сильно работает само- и групповая оценка. В результате чего каждый участник лучше понимает свою роль в команде, да и команда ярче видит каждого...
Just observation - треннинг может лишь систематизировать то, что тренируемый делает на практике и дать новые методы. Отсюда
ОтветитьУдалить1. если нет практики, треннинг бесполезен.
2. презентация поставщика может быть полезнее любого треннинга
3. чем лучше результаты, тем лучше усваивается треннинг, следовательно - посылать на треннинг нужно не слабых, а наоборот - сильных сотрудников. Треннинг для слабого - больше практики...
Borisso:
ОтветитьУдалить1. согласен, это у меня в посте тоже номером первым идет.
2. не совсем понял, буду признателен за расшифровку
3. Интересное наблюдение, возможно, не лишенное основания. Что же тогда со слабым делать? Не тренировать?
Ну, и вот еще - я старался писать о "тренинге вообще". У нас ведь слово тренинг применяется в широком понимании некого стрктурированного учебного процесса (например "Я еду в штаб-квартиру на тренинг по построению CRM"...)Тренинги навыков имеют свои особенности. В этом контексте, согласен с Вами, что слабому продавцу, например, нужна в первую очередь практика. "Руку набить" надо, или "шишки"...